100 лет отечественному танкостроению

100 лет отечественному танкостроению

Век отечественного Танкопрома

31 августа 2020 года исполнится ровно 100 лет отечественному танкостроению.

Началом его эпохи принято считать 31 августа 1920 года. В этот день на нижегородском заводе «Красное Сормово» был испытан на ходу первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин» - копия французского «Рено FT-17», первого серийного лёгкого танка, выпускавшегося с 1917 года. В архиве Музея истории завода хранится его чертёж. В Советской России модифицированный вариант выпускался под названием “Рено Русский”. К июню 1921 года изготовили 15 таких машин. В боевых действиях участия они не принимали. Официально выведены на склады приказом Реввоенносовета в 1930 году.

Первым массовым танком в СССР стал МС-1. Всего на заводах выпустили около 959 таких машин. В 30-х – 40-х годах они использовались на Дальнем Востоке как неподвижные огневые точки. В первые месяцы Великой Отечественной некоторое количество МС-1 приняло участие в сражениях с немцами, но существенной поддержки морально устаревшие танки не оказали.

А вот легкий танк БТ-7 в первые месяцы войны ничем не уступал немецким машинам. Он имел хорошие боевые характеристики и успешно уничтожал вражеские танки.

Однако лучшим танком Второй мировой официально признан легендарный средний танк Т-34/76. Машина оснащалась 76-мм пушкой Ф-34, которая эффективно поражала практически любой немецкий танк и позволяла вести подавляющий огонь по пехоте. Т-34 обладал стальной катанной гомогенной броней, которая хорошо держала удар. Зачастую танк оставался в строю даже после нескольких прямых попаданий. Двигатель мощностью 500 л.с. позволял разогнать машину до 55 км/ч. До середины 1942 года немцы ничего не могли противопоставить грозной советской машине.

Во всех крупных военных конфликтах второй половины XX века принимала участие ещё одна легенда отечественного танкостроения - средний танк Т-54. Его поздняя модификация разрабатывалась для ведения боевых действий в условиях ядерной войны. На танк установили специальные системы жизнеобеспечения, которые позволяли эффективно выполнять боевую задачу после применения противником ядерного оружия.

Танк «Армата» - принципиально новая и полностью российская разработка. В ней применены беспрецедентные конструкторские решения. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего на сегодняшний день противотанкового средства. Машина оборудована активной и динамической защитой, оснащена дистанционно управляемым боевым модулем с мощной пушкой и автоматической системой перезарядки. А боевая машина пехоты Т-15 на гусеничной платформе «Армата» является самой высокозащищённой тяжелой БМП в мире.

***

Вклад Челябинска в становление отечественной танковой промышленности невозможно переоценить. В годы Великой Отечественной Войны Челябинский тракторный завод стал главным центром по производству танков в стране. Именно здесь выпускали легендарные «Катюши» - установки БМ-13. Каждый третий танк, боевой самолет, патрон, мина, бомба, фугас и реактивный снаряд изготавливались из челябинской стали.

Перед войной основное производство танков в Советской России концентрировалось на двух предприятиях — Кировском заводе в Ленинграде и Харьковском моторостроительном. Почти сразу после начала боевых действий производства оказались в зоне досягаемости фашистской авиации. Тогда их эвакуировали в Челябинск и объединили с ЧТЗ, который в результате стал главным центром оборонного танкостроения и получил временное название — Челябинский Кировский завод. Так появился Танкоград.

За военные годы на ЧТЗ выпустили 13 новых моделей танков и самоходок, в общей сложности 18 тысяч боевых машин. Каждый пятый танк, сделанный в стране, отправлялся бить врага из цехов уральского предприятия.

В 1942 году ЧТЗ впервые отправил на фронт легендарные Т-34. Их массовое производство наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин такого класса нельзя запустить быстрее, чем за 4-5 месяцев. Впервые в мировой практике поставили на конвейер и производство тяжелого танка. Поточная сборка началась 22 августа 1942 года, и уже к концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25 машин Т-34 и по 10 тяжелых танков.

К концу 1942 года нацисты нашли способ противостоять Т-34, отправив в бой новое оружие — тяжелые «Тигры». Мощная броня и усиленное вооружение делали эти танки практически неуязвимыми для советских боевых машин. И перед конструкторами завода поставили новую задачу - в кратчайшие сроки создать и запустить в производство танк, который сможет охотиться на «Тигров». Приказ вышел в феврале 1943 года, а уже в сентябре на ЧТЗ был выпущен первый тяжелый танк серии ИС – «Иосиф Сталин».

Это было настоящее оружие победы, стальная крепость! Новый танк был не менее маневренным, чем Т-34, однако имел значительно более тяжелое вооружение и броню. С его появлением СССР выиграла «войну брони», как называют противостояние российских и немецких конструкторов. Танков, подобных ИС-2, не было на тот момент ни у одной армии мира. Только челябинским ИСам оказалось под силу снести мощную линию обороны, когда Красная Армия перешла в наступление на Германию.

***

Основные мероприятия празднования 100-летия российской танковой отрасли - торжественные собрания, передвижные выставки, поздравления работников отрасли, демонстрации бронетанковой техники и военно-патриотические фестивали - пройдут в августе – октябре. Официальными площадками выбраны Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Челябинск, Омск и Нижний Новгород.

На этой странице мы будем публиковать новости и ссылки на интересные материалы, посвящённые празднику:

Мероприятия, планируемые в Челябинской области, по празднованию 100-летия отечественного танкостроения в 2020 году

Вклад челябинских предприятий в Великую Победу

Роль Танкограда в вековом юбилее отечественного танкостроения – 100-летие танкопрома на официальном сайте “ЧТЗ-Уралтрак”

Уралвагонзавод запускает уникальный smm-проект, посвящённый 100-летию отечественного танкостроения

Все об отечественном танкостроении и не только – на специальной странице во ВКонтакте “УВЗ. Танкпром”

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер на танке Т-34 дал старт автопробегу в честь присвоения Челябинску звания «Город трудовой доблести» (фото, видео)

«За Танкоград». Первый киберспортивный турнир в дисциплинах World of Tanks, CS:GO, DOTA2, VALARANT, NHL20 и FIFA20 пройдет в Челябинске

Интересные факты:

- Как известно, великий Леонардо да Винчи был не только художником, но и изобретателем. Одной из его разработок стал танк. Один из пятнадцати чертежей серии «Машины войны» содержит детализированную схему защищенного куполом передвижного артиллерийского орудия. Броня прародителя танка чем-то напоминала панцирь черепахи. В ней по кругу были прорезаны бойницы, так что нападение или оборона осуществлялись с обзором в 360 градусов, без необходимости разворачиваться вокруг своей оси. Гениально! Только вот до изобретения мотора оставались еще долгие сотни лет.

- В танкостроении Британии есть уникальная черта. Чтобы обеспечить экипаж традиционным «five o`clkck tea», в боевые машины, начиная с танков Centurion, устанавливают так называемые чайники. Это обязательная часть конструкции боевой машины.

- Мексика, Бельгия, Непал и Панама не имеют в составах своих армий ни одного танка. А вот Сингапур, крошечное государство площадью 714 кв. км, имеет 132 танка, или один танк на 5 кв. км. территории, что является самым высоким показателем плотности танков на единицу площади государства.